ВНИМАНИЕ, ОПРОС!


Устраивает ли Вас график приема граждан специалистами отдела образования и на сколько Вы оцениваете работу специалистов отдела образования с гражданами. 

Пройти опрос можно по ссылке.


ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЩЕНИЕ

КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ

Правовое просвещение

 

Психологические особенности приемных семей

 

Затрагивая такую серьезную тему, как психологические особенности приемных семей и обеспечение системности и единства педагогических требований, необходимо отметить, что сегодня тенденция соответствующих служб создавать семьи подобного типа и необходимость социальных служб отчитаться о своей «успешной» деятельности в некоторых случаях может привести к тому, что детей-сирот могут отдать людям, которые оказываются неготовыми к встрече с таким ребенком. Что уж в таком случае говорить о его воспитании и успешном развитии в личностном плане?

  Часто приемные родители оказываются слабо информированными едва ли не по всем вопросам, начиная от процесса усыновления и заканчивая осознания собственных мотивов в усыновлении.
 При вопросе: «Чем вы руководствуетесь при приеме сироты в семью?», многие кандидаты теряются и просто не знают, что же им ответить на такой простой вопрос. Обычно решение стать приемными родителями определяется целым набором различных мотивов. Ведущими из них чаще всего являются:

 - желание иметь ребенка из-за невозможности завести собственное дитя (стремление показать обществу, что ты – нормальный человек, как полагается, с семьей; «быть как все» - желание, двигающее приемными родителями в данном случае);

  - чувство жалости к детям (люди, принявшие ребенка в семью из-за чувства жалости или жертвенности, всегда ждут благодарности за их акт милосердия; однако дети не способны оценить значимость такого поступка, поэтому не соответствуют ожиданиям приемных родителей, что приводит к конфликтам и сплошному негативу в результате);
         - смерть собственного ребенка (родитель в состоянии горя ищет в новом ребенке замену, возможность отвлечься, поэтому он не способен его воспринимать как отдельную личность, а это, в свою очередь, просто недопустимо);

 - чувство одиночества, страх старости и беспомощности, а также страх остаться без заботы и внимания в будущем, не быть обеспеченным кем-либо;

 - религиозные мотивы, не относящиеся при этом напрямую к родительским инстинктам самих приемных родителей (действия по какой-либо установке, а не из собственного желания).
         На самом деле, ни на что из этого нельзя опираться. Важно, чтобы главенствующими были позитивные цели, такие как: желание расширить свою семью, ощутить радость родительства и помочь ребенку. Все, что было перечислено выше, относится к негативной мотивации, так как направленность здесь идет лишь на решение собственных проблем семьи и личности за счет другого человечка. И чаще всего подобного рода мотивы, направленные на компенсацию самооценки, не связаны с родительскими функциями.
         Серьезные трудности могут начаться, когда приемные родители, приняв ребенка, сталкиваются с различными проблемами типичного семейного характера. Часто они создают атмосферу гиперопеки. Но ни в коем случае нельзя путать тепло с гипертрофированными чувствами. Иначе ребенок берет контроль над ситуацией и начинает помыкать приемными родителями и всеми своими новыми родственниками.

 Как правило, любые возникающие отклонения от нормы в поведении ребенка неподготовленные приемные родители обычно трактуют в свою пользу, спихивая все возникающие неудачи плохим генам.

 Необходимо заметить, что социокультурная среда приемной семьи сильно сказывается на социализации ребенка. В ней он должен чувствовать эмоциональное принятие, сам при этом стремиться встроиться в нее как можно сильнее и крепче. При этом включаются довольно-таки сильные механизмы адаптации, которые изменяют не только само поведение ребенка, но даже его биофизические характеристики.

 Социокультурную среду семьи рассматриваемого типа определяют, на первый взгляд, те же факторы, что и обычную семью: жилищные и материальные условия, здоровье взрослых, их мотивация, их подготовленность к принятию ребенка, а также своеобразие самого ребенка.

 Новый опыт восприятия себя ребенок приобретает через отношение к нему в приемной семье, что сильно отличается от тех условий, при которых он рос, будучи внутри стен детского учреждения для сирот. Приемные дети очень сильно меняются, когда попадают в нормальную семейную обстановку.

 Усыновление детей из приютов пока не очень популярная практика в нашей стране, однако, на западе это очень частое явление, и этому отдают предпочтение. 

Однако, взять ребенка из интерната и воспитать его как своего – задача очень нелегкая. Поэтому, когда родители обращаются в органы опеки с желанием забрать ребенка из приюта, их длительное время обучают специалисты. Это обязательно даже для семей, в которых уже есть дети. Ведь эти дети особенные, они требуют особого подхода.

 Чаще всего из интерната забирают детей до трех лет, затем дошколят. Поэтому в основном в интернате проживают дети-подростки, которые давно оторваны от семей. Сироты в интернатах не приучены стирать, готовить, покупать себе продукты, одежду, не знают цен.

 Чаще всего с трудом могут ориентироваться в городе, так как по городу их возят на специальном автобусе. Обученный персонал обслуживает детей. Поэтому они беспомощны в реальном мире.

 Но бояться брать из интерната в семью взрослых детей не стоит. Такие дети очень хотят обрести семью, и поэтому будут делать все чтобы быть хорошими. Дети до 10 лет могут иногда капризничать, а вот старшие уже осознанны, и поэтому будут стараться, чтобы показать какие они прилежные и послушные.

 Воспитанники интерната плохо умеют выражать свои чувства. Поскольку детей в группах интерната много, а нянечек на всех не хватает, они не успевают уделить внимание всем детям. Поначалу дети отчуждены и замкнуты, но при правильном подходе, они постепенно начинают раскрываться и проявлять себя. На самом деле эти дети очень нуждаются в заботе и ласке, просто пока это для них непривычно.

 Ребенка нужно постепенно, без лишней навязчивости приучать к словам «мама» и «папа», приучать к проявлению ласки и любви. Это может занять продолжительное время. Ведь ребенок пришел в семью из совершенно других условий. Но в результате оправдает себя, и ребенок станет очень ласковым и любящим.

 Конечно, с детьми до 10 лет проще в этом плане. Возможно, подросток долго будет вести себя подобным образом: сдержанно и замкнуто. Может даже долго будет называть вас по имени – отчеству. Вам просто нужно иметь терпение. И никогда не стоит думать, что ребенок не рад своей новой семье или не благодарен приемным родителям.

У всех детей-сирот очень сложные судьбы. Ведь они не видели такой привычной для нас родительской любви, не видели тепла. Они стали взрослыми будучи еще детьми. Такие дети, попадая в семью, становятся помощниками и участвуют во всех семейных мероприятиях. При проявлении должного терпения и участия, такой ребенок со временем пойдет вам на встречу и станет действительно родным.

 

Педагог-психолог ГУО «Средняя школа № 41 г.Гомеля» Гулевич Сергей Викторович